Правила жизни Л.В. Адамян, Академика РАН, врача, ученого и просто удивительного человека
Лейла Адамян: "Я - человек сложный"
Запатентовать изобретение, провести сложную операцию, возглавить благотворительный Фонд или создать Дом танца - кажется, этой хрупкой женщине по плечу любая задача.
Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, академик РАН и РАМН Лейла Владимировна Адамян – доктор медицинских наук, профессор; заместитель директора по науке НМИЦАГиП им. В.И.Кулакова; главный акушер-гинеколог Минздрава РФ, президент Общества репродуктивной медицины и хирургии, Российской ассоциации эндометриоза и Российской ассоциации гинекологов-эндоскопистов, вице-президент Российского общества акушеров-гинекологов; член президиумов Международного (ISGE) и Европейского обществ по гинекологической эндоскопии, почетный член (в прошлом – почетный президент) Американской ассоциации гинекологических лапароскопистов (AAGL), почетный член Американского общества акушеров-гинекологов (ACOG), международный советник и член Международной Академии репродукции человека.
- Лейла Владимировна, мы бы хотели рассказать читателям не о вашей работе в медицине, а о других увлечениях и достижениях. Например, как появились патенты на изобретения?
– Как раз мои тридцать патентов тесно связаны с медициной. Я очень такой серьезный изобретатель (улыбается). Всё, что ни вижу, хочется сделать по-своему. Более комфортно, более эргономично. И поэтому с первых своих шагов в медицине я старалась совершенствовать то, чем занималась.
Если мне какое-то устройство казалось неудобным, я его меняла или делала своё. Если мне казалось, что диагностика неполная – добавляла новые данные и новые методики. Поэтому мои патенты можно отнести к трем областям.
В области диагностики – новые методы: биохимические, ультразвуковые, онкомаркёры, использование МРТ с позиций функциональной диагностики.
Поскольку я всегда была очень увлечена хирургией, то вторая область – совершенствование операционных методик. Например, для доступа к опухоли можно разрезать переднюю брюшную стенку, а можно применить лапароскопический или лазерный доступ.
Третья область – междисциплинарная: материалы, инструментарий. К примеру, ЭКО у нас в стране существует уже лет тридцать. И в самом начале не было герметичного устройства для аспирации яйцеклеток. У меня появилась идея обратиться к нашим авиационщикам, чтобы они помогли с вакуумной пайкой. И это стало моим первым – лет тридцать пять назад – официальным изобретением: «Устройство для забора жидкостей из замкнутых полостей».
В 2001 году Лейла Адамян получила Премию Правительства Российской Федерации в области науки и техники – за разработку и внедрение в практику эндоскопических методов в гинекологии с применением новых инструментов, шовных материалов, лазеров, ультразвука, криотехнологий, радиоволновой энергии, малоинвазивных способов.
– Как вы пришли к созданию Дома танца «Дуэт со звездами»?
– Через себя саму. Ведь всю жизнь, с самого детства, я была как выпущенная стрела. Спортсменка, комсомолка, отличница. Победительница всех олимпиад. Окончила школу с медалью, капитаном юношеской сборной Грузии по волейболу. По-моему, меня туда из-за характера взяли, ведь я не очень высокая, 168 сантиметров – для волейболистки это ничто. Закончила институт – сразу сделала кандидатскую, потом докторскую. О себе не думала. Танцы, вечеринки прошли мимо. Я всегда этого стеснялась, боялась, мне всё это казалось лишним.
А потом потеряла любимого мужа – в одну секунду, от тромбоэмболии! – и интерес к жизни. Полностью. Не знала, как жить дальше. Свет был не мил.
Тогда друзья подарили мне платиновую карту в один из спортивных клубов Москвы. И я стала ходить туда на танцы, чтобы себя каким-то образом вернуть к жизни. И вернулась – через эмоции в танце и физическое восприятие самой себя. Для меня это был совершенно новый опыт, феерия чувств. Меня спросили:
– Ты знаешь, что такое квадрат?
– Конечно, знаю.
А это оказалось танцевальной фигурой. И это пришло в мою жизнь после шестидесяти лет! Конечно, надо бы раньше, но раньше уж совсем было некогда. И сейчас некогда! Но поскольку это оказалось так важно, приятно, полезно и раскрывает так много красок жизни, дает энергию не только мне, но и окружающим – я нахожу для этого время.
Через какое-то время я поняла, что должна поделиться своим новым знанием. И решила создать собственный Дом танцев, назвав его «Дуэт со звездами» (наши преподаватели все очень титулованные мастера).
Назвала его Домом, потому что Дом – не клуб, не дискотека. В Дом приходят взрослые и дети, с детьми – бабушки и мамы. Это – Дом, потому что мы в нем отмечаем все человеческие, настроенные на семью праздники. Это – Дом, потому что в него приятно приходить, там красиво, достойно, профессионально. И у каждого есть свое место, как до́ма: хозяйка, преподаватели, ученики. В Доме все желанны и совершенствуют себя. Такой Дом сегодня нужен всем. И я так счастлива!
– Может ли танец стать лечением и облегчением болезни?
– С удовольствием расскажу. Я такой человек... что ни делаю, это потом переходит в целесообразность. Танцы ведь как спорт. Ритм, контакт, социализация, достижения, преодоление. Мы даже разработали танцы для беременных. Вы знаете, что ребенок в утробе матери танцует, когда слышит музыку? Это задокументировано. Я вполне могу сказать, какой танец, как лекарство, необходим для каких случаев, физических или психологических. Танго – философия жизни. Если бы люди себя в жизни вели бы так, как они танцуют танго, это было бы великолепно. Любые классические танцы, танец живота, латино тренируют разные группы мышц, улучшают в них кровообращение. Есть танцы даже для тех, у кого есть ограничения. Но нет человека, которому бы нельзя было танцевать. Это всегда огромная польза для организма.
– Как и для чего создавались вообще выходящие за рамки медицины «Благотворительный фонд Лейлы Адамян» и «Л.А.В. Дом Творчества»? Или это и есть Дом танца?
– Это три проекта, связанные между собой. «Благотворительный фонд Лейлы Адамян» поддерживает социально-культурные проекты. Но вы не правы – фонд занимается и популяризацией медицины.
А в Доме танца живут и выставки, концерты, конкурсы. Для этого существует другая его ипостась – «Л.А.В. Дом творчества». Потому что это начальные буквы моего имени. Но и потому что это – любовь. Эти два Дома разделить невозможно. У меня здесь уже два года поет, танцует и читает стихи – я рада, что вы пришли сегодня, вы их увидите, – театр «Маленькая страна» народного артиста Резника Ильи Рахмиэлевича.
После интервью академик Лейла Адамян пригласила нашего корреспондента на праздник «Широкая масленица» в Доме танца «Дуэт со звёздами». Дети и взрослые пели, танцевали, угощались блинами с грибами, мясом, икрой и искренне благодарили хозяйку праздника.
– Как лекции о здоровье в еще одном вашем проекте – «Открытый университет» в Геликон-опера – сочетаются с театром?
– Я дружна с народным артистом Дмитрием Александровичем Бертманом и заместителем директора по продюсерской работе Эдуардом Мусаханянцем. Когда увидела театр, то сразу загорелась проведением там наших лекций. Для меня это тоже – Дом, потому что там раньше был Дом медиков. Зал княгини Шаховской в этом театре для меня стал каким-то знаком из прошлой жизни.
Мы провели там уже шестнадцать конференций, примерно по десять интерактивных лекций, всё транслировалось в прямом эфире, размещалось на Youtube. Я выпустила сборники этих лекций, шестнадцать книжек с дисками.
Раньше было общество «Знание». Получается, что мы в этой области возродили его. Преподаватели – мои друзья, именитые ученые; моя кафедра, мои ученики. Кстати, там читаются и лекции о возрасте, потому что сорока с лишним миллионам людей сегодня больше сорока пяти лет. Слов «ягодка опять» мало! Надо трудиться.
Люди приходят в Геликон-опера на наши конференции, а после этого мы их приглашаем – с билетами помогают «Благотворительный фонд Лейлы Адамян» и сам театр – в зал Стравинского послушать одну из прекрасных опер.
Мне кажется, это фантастический проект – просвещение, наука и искусство в одном флаконе. Люди получают красивые лекции в красивом антураже, участвуют в дискуссии, а потом идут слушать волшебную музыку.
И я горжусь тем, что я этот проект создала.
До 1990 года в здании Геликон-опера находился Дом медиков и театральный «Клуб главных врачей»: врачи Москвы там пели и выступали.
– Получается, что у вас все равно все связано с медициной. А справедливо ли это в случае с кремлёвским шоу «Звездный дуэт – легенды танца»?
– С медициной это не связано, конечно. Вы правильно сказали, что я максималист и перфекционист. Что бы ни делала, я хочу сделать в этой области лучшее. Познакомилась с ведущим режиссером Бродвейских шоу Талятом Тарсиновым и поехала специально в Нью-Йорк – посмотреть его шоу «Звёздный дуэт». До этого оно прошло только в Японии, несколько раз в Нью-Йорке – и уже в этом году шестой раз будет в Москве.
Вся эта история – в русле моих изобретений (улыбается). Когда я увидела это шоу, то тут же его мысленно «упаковала» в Кремль, придала совершенно другой уровень и звучание, пригласила не избирательно – а всех вместе. 7 июня этого года все самые великие пары мира в очередной раз будут в Кремлевском дворце. Я смогла сделать это для всех – для тех, кто просто любит танец; мастер-класс для профессионалов: как чемпионы двигаются, улыбаются. И я счастлива.
– Вы сказали: людям старше сорока пяти нужно добиться высокого качества жизни. Можно об этом подробней?
– Недавно я была на заседании Правительства Москвы, которое вел Собянин Сергей Семёнович. Я потом поняла, почему меня туда пригласили. Заседание было посвящено активному долголетию. Пришли уважаемые люди – Надежда Бабкина, Елена Малышева, Анна Шатилова, Станислав Попов, которые всю жизнь занимаются искусством, культурой, просвещением.
В рамках полномасштабной программы «Активное долголетие» старшее поколение Москвы в 2018-м году получит возможность бесплатно участвовать в новых культурных и спортивных проектах.
«Активное долголетие» – великолепный проект. Потому что здоровье человека зависит на 50% от его образа жизни, мыслей, активности, мотиваций и так далее. На 20% – от здравоохранения. На 15% – от генетики и на 15 – от экологии и различных стрессов.
Всю свою сознательную жизнь я посвятила здоровью женщин от зачатия до глубокой старости. Но ведь просто жить долго нет смысла. Надо жить так, чтобы контролировать ситуацию. Мозг и организм тренировать, как мышцу. Если – нет, то человек может оказаться ненужным, выброшенным из жизни, работы, общества.
И получается, что я уже в проекте. Я, врач-хирург, семь лет тому назад, никого не спрашивая, создала Дом танца «Дуэт со звёздами», «Л.А.В. Дом творчества» и «Благотворительный фонд Лейлы Адамян».
Моей маме через месяц – 93 года. Она для наших детей к сегодняшнему празднику сама связала 82 пары носок! И я уже очень взрослая (улыбается). Дочери тоже занимаются медициной. Пятеро внуков, старший внук – певец (Michael Night – двукратный обладатель музыкальной премии АМA. – Прим. ред.)
Так что посмотрите, пожалуйста, дорогая Мария: на 50% мы – то, что мы с собой делаем. Плохо, когда это понимание приходит в конце жизни. Намного правильнее, если уже в молодости знаешь, куда идешь. Мы же все планируем – институт, диссертацию, даже рабочий день. А почему не запланировать себя?
Сегодня у нас Прощёное Воскресенье. Я прошу у всех прощения за то, что создаю кому-то сложные моменты. Я – человек сложный. Очень требовательный к себе и к другим. Просыпаюсь в пять. В 6.15 – в машине. В семь – на работе. Много оперирую. У меня около двух тысяч научных статей, изобретения, ордена, сотни учеников-хирургов. Многие из них – профессора, заведующие кафедрами, главные врачи больниц. Естественно – для того, чтобы, как говорят – «создать наследие», нужно самой всегда быть в тонусе. Не помню, чтобы когда-то расклеивалась. Позитивная энергия передается людям, но и негативная тоже. Так зачем? Мы должны делать все, чтобы жить долго, красиво и счастливо – и не забывать, что 50% здоровья и настроения зависит от нас самих.
Беседовала Мария Якубович
____________________________________________________
PS: Проект «Открытый университет» стартовал в стенах театра 28 августа 2016 г.
В Белоколонном зале княгини Шаховской состоялись две научно-практические конференции «Репродуктивное здоровье детей и подростков – главная забота общества» и «Здоровье женщины: от зачатия до глубокой старости». Кульминацией августовского вечера стал спектакль «Садко» Н.А. Римского-Корсакова для детей и взрослых с ограниченными возможностями, которые приехали в «Геликон» из разных городов России. Этот вечер стал незабываемым подарком и бесценной помощью для многих людей.