Мамбо
Куба по праву может гордиться родившимися на ее земле изумительными танцами и ритмами. Мамбо, как и Румба, Сальса, Ча-ча-ча, родилась на Кубе. Слово «мамбо» произошло от имени бога войны, которому на Кубе в далеком прошлом был посвящен обрядовый танец.
Нынешняя форма Мамбо родилась в 40-е годы в результате слияния афро-кубинских ритмов и джаза, отцами которого стали Одилио Урфе (Odilio Urfe) и Арсенио Родригес (Arsenio Rodriguez). Родригес известен менее других, хотя является одним из истинных отцов Cальсы (Salsa). Слепой барабанщик с Кубы начал вычленять и развивать звучание Сона, и получился новый ритм. В 1938 году Орестэc Лопес (Orestes Lopez) организовал "Orquesta Arcanos", который начал играть новый ритм, и назвал его "Мамбо" (Mambo). Танец сложился позже, когда пары овладевали мелодией, импровизировали, создавая фигуры. Чтобы сломить сопротивление "высшего обшества", Лопес начал внедрять в Мамбо элементы американского джаза.
Знаменитому кубинскому композитору Дамасо Переса Прадо (Damaso Perez Prado, 1916-1989) очень понрабился новый ритм. Перес Прадо в своем оркестре увеличил количество духовых, и получилось новое звучание, и сразу же после появления на свет принялся завоевывать сердца тысяч людей по всему миру. В 1944 году американская фирма звукозаписи Victor выпустила пластинку с этой музыкой под названием «Мамбо», и мамбомания достигла США. Недаром Перес Прадо считается "королем мамбо".
Хавьер Кугат (Xavier Cugat) - другая важная фигура в развитии Мамбо. Он родился в Испании, вырос на Кубе, с 8 лет учился играть на скрипке. Его музыка была уникальной смесью афро-кубинских ритмов и фламенко. Ксавьер Кугат провёл много времени в Нью-Йорке и Берлине, но оставил музыку, чтобы стать мультипликатором, хотя шёл бум латиноамериканской музыки. Но в 1940-х годах Чарли Чаплин вытянул его из его "музыкальной отставки", чтобы Ксавьер написал партитуры к чаплинскому фильму "Огни большого города" ("City Lights"). Кугат сформировал группу "Кугат и Жиголо" ("Cugat and the Gigolos") и понял, что можно отлично зарабатывать на жизнь в Голливуде, сочиняя "тропическую" музыку для фильмов. Он создавал лёгкую музыку - смесь из латиноамериканских ритмов, которая очень нравилась Фреду Астеру (Fred Astaire) и Басби Беркли (Busby Berkeley).
Недаром его называют «грязным» танцем. Почему? Да потому, что в Мамбо много движений бедрами. Круговые, волнообразные, джазовые элементы пронизывают хореографию всего танца.
Чувственный и заводной Мамбо покорил весь мир простотой исполнения и тем, что его можно танцевать в одиночку, в паре и целой группой. Широкую известность Мамбо также обрела и благодаря кино. Среди известных фильмов следует назвать несколько, в которых этот танец используется как средство обольщения. Это известные и ставшие классическими картины «Мамбо» (1954), с Антонио Бандерасом (Antonio Banderas) и Арманом Ассанте (Armand Assante) и, конечно же, «Грязные танцы» с несравненным Патриком Суэзи (Patrick Swayze) в главной роли. В 1999 году доселе малоизвестный американский певец Лу Вега (Lou Vega), побил по популярности в Европе все поп-шлягеры своей песней "Мамбо номер 5", римэйк от проихведения Переса Прадо образца 1955 года с таким же названием.
Музыка Мамба очаровательна и разнообразна, она отличается четким ритмом. Первоначально она исполнялась как румба с замедлением в конце темпа, т.е. на 4 удар в ритме 4/4. Некоторые музыканты использовали ритм 2/4, замедляя соответственно 2-ой и 4-ый удар. Акцент основного шага на 2-ой удар соблюдают на бальных танцах. Кубинцы используют задержку на любом ударе.
Сегодня миллионы людей во всем мире берут уроки этого безумно красивого, зажигательного и чувственного танца. Некорые люди спорят о различии между Мамбо и Сальсой. Некоторые говорят, что это - один и тот же танец. Другие, что Сальса - некий рекламный трюк, чтобы "быстрее проглотили". Третьи думают, что Сальса - это характерный ярлык для всех различных видов латиноамериканской музыки. Но если Вы послушаете раннее Мамбо, которое исполняли Перес Прадо, Тито Пуэнте (Tito Puente), Мачито (Machito), Бени Морэ (Beny More), Тито Родригес (Tito Rodriguez) и многих других, начавших играть до 1960 года, вы достаточно легко найдёте отличия.
По своей структуре и ощущениям музыка Мамбo ближе к румбе и ча-ча-ча, но быстрее и роскошнее ее. Кстати, знаменитый танец ча-ча-ча родился из мамбы и в начале назывался синкопированной Мамбой.